УТВЕРЖДЕН
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 7 сентября 2010 г. № 1507-р
П Л А Н
действий по модернизации общего образования на 2011 — 2015 годы
Мероприятия |
Исполнители |
Сроки |
Результат |
||
|
|
|
|
|
|
I. Переход на новые образовательные стандарты
|
|||||
1. |
Поэтапное введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования:
|
|
|
|
|
|
а) введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования во всех общеобразовательных учреждениях Российской Федерации: |
Минобрнауки России, субъекты Российской |
|
методические рекомендации, план-график введения федерального |
|
|
1 класс |
Федерации |
2011 год |
государственного |
|
|
2 класс |
|
2012 год |
образовательного |
|
|
3 класс |
|
2013 год |
стандарта |
|
|
4 класс |
|
2014 год
|
|
|
|
б) введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по мере готовности: 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс
|
Минобрнауки России, субъекты Российской Федерации
|
2012 год 2013 год 2014 год 2015 год
|
методические рекомендации, план-график введения федерального государственного образовательного стандарта |
|
|
в) введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования во всех общеобразовательных учреждениях Российской Федерации 5 класс
|
Минобрнауки России, субъекты Российской Федерации
|
2015 год |
методические рекомендации, план-график введения федерального государственного образовательного стандарта
|
|
|
г) введение федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по мере готовности: 10 класс 11 класс
|
Минобрнауки России, субъекты Российской Федерации
|
2013 год 2014 год
|
методические рекомендации
|
|
|
д) разработка примерных основных образовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования
|
Минобрнауки России, Российская академия образования, субъекты Российской Федерации
|
2011 год |
примерные основные образовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования |
|
|
е) повышение квалификации педагогических и управленческих кадров для реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования
|
Минобрнауки России, субъекты Российской Федерации
|
2011 — 2015 годы (в соответствии с планом-графиком субъектов Российской Федерации)
|
повышение квалификации педагогических и управленческих кадров на федеральном и региональном уровнях, подготовка тьюторов
|
|
|
ж) организация и проведение мониторинга введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования
|
Минобрнауки России, Российская академия образования, субъекты Российской Федерации
|
2011 — 2015 годы |
доклад в Правительство Российской Федерации в составе ежегодного сводного доклада по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
|
|
|
з) осуществление поддержки субъектов Российской Федерации в целях формирования и обеспечения общих подходов к реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» через создание стажировочных площадок
|
Минобрнауки России
|
2011 — 2015 годы
|
сеть стажировочных площадок, доклад в Правительство Российской Федерации в составе ежегодного сводного доклада по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
|
|
2. |
Развитие общероссийской системы оценки качества общего образования:
|
|
|
|
|
|
а) разработка новой модели общероссийской системы оценки качества общего образования
|
Минобрнауки России, Рособрнадзор, субъекты Российской Федерации
|
2011 год |
модель общероссийской системы оценки качества общего образования
|
|
|
б) нормативно-правовое обеспечение функционирования модели общероссийской системы оценки качества общего образования |
Минобрнауки России, Рособрнадзор
|
2011 год |
ведомственные нормативные правовые акты |
|
|
в) создание инструментария реализации модели общероссийской системы оценки качества общего образования и обеспечение комплексного электронного мониторинга качества образования |
Минобрнауки России, Рособрнадзор, субъекты Российской Федерации
|
2012 год
|
инструментарий реализации модели общероссийской системы оценки качества общего образования, методические рекомендации по ее использованию, система электронного мониторинга
|
|
|
г) разработка и формирование механизмов общественной аккредитации образовательных учреждений и привлечения потребителей, общественных институтов и объединений педагогов к процедурам оценки качества общего образования
|
Минобрнауки России, Рособрнадзор, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, субъекты Российской Федерации
|
2011 — 2015 годы |
доклад в Правительство Российской Федерации в составе ежегодного сводного доклада по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» |
|
3. |
Нормативно-правовое обеспечение реализации моделей учета внеучебных достижений обучающихся общеобразовательных учреждений |
Минобрнауки России, Рособрнадзор, субъекты Российской Федерации
|
2012 год
|
ведомственные нормативные правовые акты |
|
4. |
Разработка, апробация и внедрение моделей оценки качества работы общеобразовательных учреждений по социализации личности:
|
Минобрнауки России, Рособрнадзор, субъекты |
|
|
|
|
разработка моделей |
Российской Федерации |
2012 год
|
методические рекомендации |
|
|
апробация моделей |
|
2013 год
|
доклад в Правительство Российской Федерации в составе ежегодного |
|
|
внедрение моделей во всех субъектах |
|
2014 — 2015 годы |
сводного доклада по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
|
|
II. Развитие системы поддержки талантливых детей
|
|||||
5. |
Развитие системы поиска одаренных детей:
|
|
|
|
|
|
а) организация конкурсов и иных мероприятий (олимпиад, фестивалей, соревнований) всероссийского, регионального и муниципального уровней для выявления одаренных детей в различных сферах деятельности |
Минобрнауки России, субъекты Российской Федерации, |
2011 — 2015 годы
|
ведомственные акты |
|
|
|
заинтересованные федеральные органы исполнительной власти
|
|
|
|
|
б) проведение конкурсных мероприятий, по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи
|
Минобрнауки России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти
|
2011 — 2015 годы |
ведомственные акты |
|
|
в) создание единой федеральной базы данных победителей и призеров всероссийской олимпиады школьников, олимпиад школьников, мероприятий и конкурсов, по результатам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи |
Минобрнауки России, Рособрнадзор, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, субъекты Российской Федерации
|
2013 год |
федеральная база данных |
|
6. |
Обеспечение развития системы поддержки и сопровождения одаренных детей:
|
|
|
|
|
|
а) создание центров поддержки одаренных детей при федеральных университетах и дистанционных школ при национальных исследовательских университетах
|
Минобрнауки России, субъекты Российской Федерации, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти
|
2011 — 2015 годы |
центры поддержки одаренных детей при 6 федеральных университетах, дистанционные школы при каждом национальном исследовательском университете |
|
|
б) разработка и введение норматива подушевого финансирования на педагогическое сопровождение развития (образования) талантливых детей |
Минобрнауки России, субъекты Российской Федерации
|
2012 год |
модельная методика |
|
III. Совершенствование учительского корпуса
|
|||||
7. |
Обеспечение непрерывности, персонификации и актуальности повышения квалификации педагогических работников:
|
|
|
|
|
|
а) внедрение модели организации и финансирования повышения квалификации работников образования, обеспечивающей непрерывность и адресный подход к повышению квалификации |
Минобрнауки России, субъекты Российской Федерации
|
2012 год |
модель организации и финансирования повышения квалификации
|
|
|
б) развитие системы профессиональных конкурсов и последующего патронирования профессионального развития участников и лауреатов конкурсов, поддержка сетевых педагогических сообществ, занимающихся развитием профессионального потенциала учителей, осуществляющих консультационное и методическое сопровождение их деятельности
|
Минобрнауки России, субъекты Российской Федерации |
2013 год |
ведомственные акты |
|
|
в) разработка федеральных требований к содержанию и организации повышения квалификации педагогических работников на основе направлений государственной политики в сфере образования, современной нормативной правовой базы в сфере образования и достижений педагогической науки и практики
|
Минобрнауки России |
2011 год |
приказ Минобрнауки России
|
|
8. |
Совершенствование механизмов формирования мотивации непрерывности профессионального роста педагогов:
|
|
|
|
|
|
а) внедрение новых моделей аттестации педагогических работников
|
Минобрнауки России, субъекты Российской Федерации
|
2011 — 2012 годы |
приказы Минобрнауки России, методические рекомендации
|
|
|
б) реализация механизма привлечения перспективных выпускников вузов для работы в школах, в которых востребованы педагогические кадры, в том числе через предоставление государственной поддержки |
Минобрнауки России, субъекты Российской Федерации
|
2011 годы |
доклад в Правительство Российской Федерации в составе ежегодного сводного доклада по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
|
|
9. |
Модернизация системы педагогического образования:
|
|
|
|
|
|
а) создание крупных базовых центров подготовки педагогических кадров |
Минобрнауки России, субъекты Российской Федерации
|
2013 год |
ведомственные акты |
|
|
б) обеспечение подготовки и повышения квалификации профессиональных руководителей в сфере образования |
Минобрнауки России, субъекты Российской Федерации
|
2013 год |
приказы Минобрнауки России, методические рекомендации |
|
|
в) формирование кадрового резерва руководителей образования |
Минобрнауки России, субъекты Российской Федерации
|
2012 год |
методические рекомендации |
|
IV. Изменение школьной инфраструктуры
|
|||||
10. |
Создание условий во всех общеобразовательных учреждениях для реализации основных образовательных программ, обеспечивающих реализацию федеральных государственных образовательных стандартов общего образования:
|
|
|
|
|
|
а) развитие нормативного подушевого финансирования на основе разработки механизма определения регионального норматива финансирования с учетом соблюдения требований к условиям реализации основных образовательных программ |
Минобрнауки России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, субъекты Российской Федерации
|
2012 год |
методические рекомендации |
|
|
б) обеспечение права граждан на выбор образовательного учреждения, включая детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, через создание соответствующих условий, в том числе в общеобразовательных учреждениях
|
Минобрнауки России, субъекты Российской Федерации
|
2012 год |
проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
|
|
|
в) внедрение современных архитектурных и дизайнерских решений в школьных зданиях
|
Минобрнауки России, субъекты Российской Федерации
|
2011 год |
доклад в Правительство Российской Федерации в составе ежегодного сводного доклада по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
|
|
|
г) преодоление аварийности школьных зданий, в том числе через предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации |
Минобрнауки России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, субъекты Российской Федерации
|
2014 год |
доклад в Правительство Российской Федерации |
|
11. |
Развитие сетевого взаимодействия образовательных учреждений, в том числе в регионах с ярко выраженной региональной и этнокультурной составляющей, обеспечивающих обучение детей с ограниченными возможностями здоровья |
Минобрнауки России, субъекты Российской Федерации |
2015 год |
банк данных образовательных учреждений, региональные ресурсные центры
|
|
12. |
Развитие дистанционного образования, в том числе распространение отработанных в ходе реализации приоритетного национального проекта «Образование» моделей организации дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому
|
Минобрнауки России, субъекты Российской Федерации |
2012 год |
методические рекомендации |
|
V. Сохранение и укрепление здоровья школьников
|
|||||
13. |
Совершенствование деятельности общеобразовательных учреждений по сохранению и укреплению здоровья обучающихся и развитию физической культуры:
|
|
|
|
|
|
а) обеспечение эффективной организации отдыха и оздоровления обучающихся в общеобразовательных учреждениях |
субъекты Российской Федерации, Минобрнауки России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти
|
2011 год
|
методические рекомендации |
|
|
б) апробация паспорта здоровья школьника в общеобразовательных учреждениях
|
Минобрнауки России, субъекты Российской Федерации
|
2012 год
|
методические рекомендации
|
|
|
в) создание условий для внедрения современных инновационных технологий физического воспитания обучающихся
|
Минобрнауки России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти
|
2013 год |
методические рекомендации
|
|
|
г) развитие конкурсного движения среди общеобразовательных учреждений по сохранению и укреплению здоровья школьников. Организация проведения соревнований, конкурсов, акций и конференций, включая всероссийские спортивные соревнования «Президентские состязания», всероссийские спортивные игры школьников «Президентские спортивные игры», всероссийский конкурс на лучшее общеобразовательное учреждение, развивающее физическую культуру и спорт, |
Минобрнауки России, Минспорттуризм России, субъекты Российской Федерации |
2011 — 2015 годы
|
приказы Минобрнауки России и Минспорттуризма России, информационно-аналитические материалы |
|
|
«Олимпиада начинается в школе», всероссийский конкурс психолого-педагогических программ в сфере обеспечения охраны здоровья обучающихся, формирования здорового образа жизни, |
|
|
|
|
|
всероссийский конкурс школ, содействующих укреплению здоровья, всероссийскую акцию «За здоровье и безопасность наших детей», всероссийские научно-практические конференции по проблемам сохранения здоровья и всероссийскую психологическую мастерскую «Новые технологии для «Новой школы»
|
|
|
|
|
|
д) всероссийский конкурс среди общеобразовательных учреждений по формированию здорового образа жизни учащихся с учетом их возрастных особенностей развития и состояния здоровья
|
субъекты Российской Федерации, Минздравсоц-развития России, Минобрнауки России
|
2012 год |
информационно-аналитические материалы |
|
14. |
Создание условий для сохранения, укрепления здоровья обучающихся и развития физической культуры:
|
|
|
|
|
|
а) обеспечение условий для занятия физической культурой и спортом, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья
|
Минобрнауки России, Минспорттуризм России, субъекты Российской Федерации
|
2011 — 2015 годы |
укрепление материально-технической базы образовательных учреждений
|
|
|
б) проведение мониторинга здоровья обучающихся и ситуации с употреблением наркотических и психоактивных веществ несовершеннолетними
|
Минобрнауки России, субъекты Российской Федерации
|
2011 — 2015 годы
|
приказы Минобрнауки России, информационно-аналитические материалы
|
|
|
в) обеспечение школьников горячим питанием и проведение мониторинга организации школьного питания |
Минобрнауки России, субъекты Российской Федерации
|
2011 — 2012 годы |
доклад в Правительство Российской Федерации
|
|
15. |
Разработка и введение норматива подушевого финансирования на психолого-медико-педагогическое сопровождение образования детей-инвалидов |
Минобрнауки России, субъекты Российской Федерации
|
2011 год |
модельная методика |
|
16. |
Обеспечение подготовки и повышения квалификации педагогических, медицинских работников и вспомогательного персонала для сопровождения обучения детей-инвалидов |
Минобрнауки России, субъекты Российской Федерации
|
2011 год |
приказ Минобрнауки России, методические рекомендации |
|
17. |
Развитие взаимодействия образовательных учреждений с центрами здоровья для детей по формированию здорового образа жизни среди обучающихся |
Минобрнауки России, Минздравсоц-развития России, субъекты Российской Федерации
|
2011 год |
методические рекомендации |
|
VI. Развитие самостоятельности школ
|
|||||
18. |
Расширение экономической самостоятельности и открытости деятельности образовательных учреждений:
|
|
|
|
|
|
а) обеспечение соблюдения принципа государственно-общественного управления в деятельности образовательных учреждений, в том числе при разработке и реализации основных образовательных программ
|
Минобрнауки России, Рособрнадзор, субъекты Российской Федерации
|
2012 год |
методические рекомендации
|
|
|
б) обеспечение финансово-хозяйственной самостоятельности общеобразовательных учреждений на основе внедрения новых финансово-экономических механизмов хозяйствования
|
Минобрнауки России, Рособрнадзор, субъекты Российской Федерации
|
2014 год |
методические рекомендации |
|
|
в) создание условий для минимизации отчетности при одновременном повышении ответственности посредством внедрения электронного школьного документооборота, развития системы открытого электронного мониторинга и обязательной публичной отчетности образовательных учреждений |
Минобрнауки России, Рособрнадзор, субъекты Российской Федерации |
2013 год |
информационная система образовательных учреждений, в том числе паспорт образовательного учреждения
|
|
Примечание. По результатам реализации мероприятий настоящего плана предполагается достижение следующих основных показателей:
а) по разделу I:
рост численности школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам:
на ступени начального общего образования — с 25 до 100 процентов;
на ступени основного общего образования — с 2 до 30 процентов;
на ступени среднего (полного) общего образования — с 2 до 10 процентов;
рост численности обучающихся, которым обеспечена возможность пользоваться учебным оборудованием для практических работ в соответствии с федеральным государственным стандартом, — с 10 до 70 процентов;
рост численности педагогических и управленческих кадров общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, — с 20 до 80 процентов;
рост охвата ступеней общего образования, на которых реализуются возможности независимой оценки качества образования, — с 33 до 66 процентов;
б) по разделу II:
рост количества субъектов Российской Федерации, участвующих в заключительном этапе всероссийской олимпиады школьников в соответствии с установленным минимальным баллом, — с 64 до 80 единиц;
рост доли олимпиад школьников, организуемых двумя и более учреждениями высшего профессионального образования, — с 17 до 50 процентов;
рост количества субъектов Российской Федерации, в которых действуют региональные программы поддержки талантливых и одаренных детей, — с 20 до 100 процентов;
рост численности обучающихся в общеобразовательных учреждениях, занимающихся в очно-заочных и заочных (дистанционных) школах, — с 5 до 15 процентов;
рост численности детей школьного возраста, имеющих возможность по выбору получать доступные качественные услуги дополнительного образования (не менее 3 доступных предложений из разных сфер деятельности), — с 7 до 70 процентов;
в) по разделу III:
рост количества субъектов Российской Федерации, в которых заработная плата учителей не ниже средней заработной платы в субъекте Российской Федерации, — с 20 до 40 единиц;
рост численности школьников, обучающихся в школах, в которых руководитель образовательного учреждения имеет квалификацию в области управления, — с 20 до 70 процентов;
рост численности учителей, прошедших обучение по новым адресным моделям повышения квалификации и имевших возможность выбора программ обучения, — с 8 до 80 процентов;
рост численности учителей, прошедших оценку качества работы и ее соответствия современным регламентам (аттестацию) по новым правилам, — с 5 до 70 процентов;
г) по разделу IV:
рост численности обучающихся, которым предоставлена возможность обучаться в соответствии с основными современными требованиями (в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, федеральными государственными стандартами и другими регламентирующими документами), — с 45 до 90 процентов;
рост численности обучающихся в современных зданиях, обладающих современной технологической инфраструктурой и отвечающих строительным нормам и правилам, пожарным требованиям и санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, — с 40 до 70 процентов;
рост численности обучающихся, которым обеспечена возможность пользоваться современными медиатеками и библиотеками, — с 40 до 70 процентов;
рост численности детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного общего образования, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, в общей численности детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов школьного возраста — с 30 до 70 процентов;
д) по разделу V:
рост численности обучающихся, которым предоставлена возможность пользоваться современными столовыми, в том числе получать качественное горячее питание, — с 40 до 70 процентов;
рост численности обучающихся, которым созданы современные условия для занятий физкультурой, в том числе обеспечена возможность пользоваться современно оборудованными спортзалами и спортплощадками, — с 40 до 70 процентов;
рост численности школьников, обучающихся в зданиях, в которых обеспечено медицинское обслуживание, включая наличие современных медицинских кабинетов, — с 35 до 70 процентов;
е) по разделу VI:
рост количества общеобразовательных учреждений, перешедших на новую систему оплаты труда, ориентированную на результат, — с 20 до 100 процентов;
рост количества общеобразовательных учреждений, ежегодно представляющих общественности публичный отчет, обеспечивающий открытость и прозрачность образовательной и хозяйственной деятельности, — с 10 до 90 процентов;
рост количества негосударственных общеобразовательных учреждений, которым обеспечен доступ к бюджетному финансированию по нормативу, — с 5 до 80 процентов;
рост количества общеобразовательных учреждений, ставших бюджетными учреждениями, — с 0 до 50 процентов, а также автономными учреждениями — с 1 до 15 процентов.
____________