ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОСЛАВНОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ
Нравственное воспитание школьников в современном обществе приобретает проблемный характер, примеры безнравственности подростков всё чаще становятся предметом обсуждения, с ужасающим постоянством попадая в СМИ. Православное воспитание детей помогает решить многие вопросы, встающие перед родителями и учителями. Некоторые положительные аспекты педагогического опыта коллектива частной «Школы Ретро», в которой уже более 25 лет осуществляется воспитание учащиеся в православных традициях, подтверждают эффективность такого метода.
Прежде всего, духовно-нравственное воспитание в православной школе основывается на евангельском законе любви, из которого следует общее правило обращения с ближними: «не делайте другому того, чего себе не желаете». При возникновении разногласий и споров напоминание этого правила часто становится убедительным аргументом для прекращения конфликта. Без надоедливых нравоучений всё становится понятным, ясным, и это сразу видно по реакции детей и их дальнейшему поведению.
Человек наделен разумом, чувствами и свободной волей. Он сам определяет, как ему поступать в различных жизненных ситуациях, но и отвечать за свои поступки придется самому. Воспитанники школы «Ретро» понимают, что недостаточно одних добрых чувств и желаний, надо совершать добрые дела, поэтому участвуют во многих благотворительных акциях, проводимых школой и другими общественными организациями.
Знание заповедей Закона Божьего несомненно играет положительную роль в восприятии детьми окружающей их реальности. Например, обсуждение на уроках православного компонента пятой заповеди («почитай отца твоего и матерь твою») не только сплачивает семью, уча уважать старших, но и воспитывает детей в духе патриотизма. Прослеживая связь времен, размышляя о потерях и достижениях, поражениях и победах предшествующих поколений, школьники заглядывают в прошлое своей семьи, обращаясь к старшим, узнают то, как переживала их семья исторические трудности, выпавшие на долю всего народа. Осознавая связь своей семьи с историей страны, школьники ощущают чувство единения, воспринимают себя частью народа, что подкрепляется рассказами не только о воинских подвигах, но и о духовных подвигах святых, в земле Российской просиявших. Митрополит Санкт-Петербуржский и Ладожский Иоанн считал, что «народ — это единство, скреплённое смиренными подвигами русских святых и бранной кровью русских ратников».
Ещё один положительный аспект православного воспитания учащихся — приобщение к общечеловеческим культурным ценностям, когда произведения живописи, скульптуры, литературы на библейские сюжеты становятся доступными, понятными и интересными для школьников, обогащая и развивая их внутренний мир.