ЧАСТНАЯ ШКОЛА
РЕТРО
+7(499)160-86-25 Администрация (школа) +7(499)160-62-32 Администрация (детский сад)

Кока-кола. 8 класс

Проектная деятельность

Всероссийский конкурс проектно-исследовательских работ учащихся

Частное учреждение Центр образования «Школа Ретро»

Полный адрес: 107370, Москва, 4-ая Гражданская ул., д.73, корп.8

 

  Тема исследовательской работы:

 

«Правда о Кока-коле»

 

 

Авторы: Тарасов Арсений, 8 класс,

Якимишин Дмитрий 8 класс

 

Научный руководитель: Кульчицкая Неля Николаевна,

учитель химии.

 

 

 2013-2014 учебный год

 

Содержание

1.     Введение и методологические характеристики
2.     Основное содержание

2.1 Выяснение химического состава Кока-Колы

2.2 Социологический опрос и его результаты

2.3 Химические опыты с Кока-Колой

 3. Выводы

 

Введение

 

Актуальность исследования

А знаете ли Вы, что чисто случайно в мире появляется множество вещей, с удовольствием используемых затем благодарным и довольным человечеством, даже и не помышляющем о том, что вещи эти появились на свет только благодаря Его величеству Случаю? Вот и знаменитый любимый многими напиток «Кока-Кола», вознесённый до небес американцами, является как раз одним из таких изобретений.

Случилось так, что однажды в 1886 году доктор-фармацевт Джон Пембертон из города Атланта (штат Джорджия, США), занимаясь в своей лаборатории очередным научным изысканием, претворял в жизнь одну из своих догадок: он готовил оригинальную микстуру, которая помогала бы при усталости, нервных расстройствах и стрессах, а так же от зубной боли, да к тому же была бы ещё и приятна на вкус. Для этого он использовал вытяжку из листьев южноамериканского растения кока (три части) и африканских орехов кола (одна часть), обладающих тонизирующими свойствами. Попробовав готовую микстуру, Пембертон понял, что не ошибся в своём изобретении.

Привлечённый к содействию бухгалтер Пембертона Фрэнк Робинсон тут же придумал название для нового напитка и так удачно написал каллиграфически красивыми буквами слова для этикетки, что эта эмблема используется и по сей день как логотип в производстве «Coca-Cola». Запатентовав новое лекарство (сироп), Пембертон отдал его для продажи в самую крупную аптеку города Атланты, и первые два стакана были проданы в тот же день – по пять центов за порцию. Но собственно напиток «Coca-Cola» получился благодаря «удачной небрежности» провизора, который, перепутав краны, вместо обычной воды добавил в сироп газированную.

В первый год кока-кола не оправдала надежд Пембертона, но постепенно «Кока-Кола» приобретала всё большую популярность, и соответственно росли прибыли от продаж. В 1892 году бизнесмен Кэндлер, выкупивший у Пембертона права на выпуск кока-колы, основал компанию «TheCoca-ColaCompany», которая занимается её производством и поныне. Кока-колу теперь производят и пьют в 200 странах мира.

Но в настоящее время, в связи с развитием генной инженерии, а также использования консервантов, красителей и искусственных пищевых добавок большая часть людей  стала задумываться о пользе или вреде того или иного продукта для их организма. Детей, да и многих взрослых, привлекают яркая  упаковка и рекламная кампания данных продуктов. В результате возникает ситуация, когда дети  отказываются принимать доводы родителей, отказывающих им в покупке, так как это вредно для их здоровья.  Другие взрослые люди  не задумываются о том, какое влияние оказывают на их организм эти продукты.

Эта ситуация происходит и с напитком «Кока-Кола»: яркая этикетка, приятный вкус привлекают все больше  и больше. Но что же на самом деле несет в себе этот напиток: пользу или вред?

Мы захотели в этом разобраться и выяснить правду о «Кока-Коле». Поэтому решили провести небольшое исследование, посвященное изучению этой проблемы.

Цель нашего проекта:изучить информационные источники с целью получить больше информации о Кока-Коле, изучить историю создания продукта, узнать состав напитка, исследовать  влияние  «Кока-Колы» на организм человека  как пищевого продукта.

Задачи исследования:

  • Провести опрос среди учеников школы по вопросу употребления Кока-Колы. Выявить причины популярности напитка.
  • Провести эксперименты, демонстрирующие процесс взаимодействия Кока-Колы с различными веществами.
  • Выяснить, наносит ли вред организму Кока-Кола?

Объект исследования:

Напиток «Кока-Кола».

Предмет исследования:

Влияние «Кока-Колы» на организм человека.

Гипотеза исследования:

Газированный напиток «Кока-Кола» вреден для здоровья человека, особенно при частом употреблении.

Методы исследования:

Наблюдение, описание, объяснение, тестирование, опыт, эксперимент, анкетирование, интервьюирование, мониторинг.

Материалы и оборудование для проведения экспериментов:

Бутылки с «Кока-Колой», химическая посуда, ржавые гвозди, чашка со следами от чая, варёные мясные продукты: сосиска, сарделька, колбаса, а также, конфеты «Ментос», образцы тканей, куриное яйцо.

 

 Выяснение химического состава Кока-Колы

 

При общении  учащихся между собой выяснилось, что большинство предпочитают разные лимонады: «Миринду», «Спрайт», «Пепси-Колу» и «Кока-Колу». Дети отметили, что родители лимонады покупают им нечасто, потому что они вредны для здоровья. Сами учащиеся  и многие взрослые слышали, что лимонады вредны, но не понимали, почему лимонад пить нельзя.

Чтобы прояснить ситуацию, мы изучали литературу, искали информацию в Интернете, беседовали с одноклассниками, ребятами из старших и младших  классов, родителями, медицинскими работниками, работниками «Школы Ретро». Но та информация, которую мы получили, помогла ответить не на все наши вопросы. Мы предположили, что если больше узнаем о влиянии «Кока-Колы» на наш организм, то сможем сделать правильный выбор: « Употреблять «Кока-Колу» или нет. А затем мы сможем выступить перед учащимися нашей школы и рассказать им о «Кока-Коле», о своём выборе.

Сначала мы изучили состав напитка.

Изучая энциклопедии, читая газеты, журналы, мы познакомились с историей  возникновения Кока-Колы, узнали,  из чего  состоит «Кока-Кола», как данный продукт  влияет  на организм человека.

Состав напитка, указанный на этикетке гласит следующее:вода,сахар (11 %),диоксид углерода,краситель (сахарный колер, Е150), который получают путем переработки сахара при определенных температурах, с добавлением химических веществ,ортофосфорная кислота,кофеин,ароматизаторы,а так же экстракт «Кока-Кола», состоящий из карминовой кислоты.

Кошениль или Е-120 (карминовая кислота, кармин) — это натуральный краситель красного цвета. Кармин добывается из насекомых Dactylopiuscoccus, проживающих на различных видах мясистых растений. E-120(i) является чистым красителем, тогда как E-120(ii) является экстрактом. Кошениль или кармин применяется для придания цвета в джемах, повидле, напитках (например, в коле). Кармин (кошениль) используется в качестве пищевого красителя, в косметике и художественных красках. Кармин получают насекомых, называемых щитовками, паразитирующих на некоторых растениях.

Краситель, входящий в состав «Кока-Колы», является синтетическим, но так же может быть  получен из сахарной свеклы, сахарного тростника или кукурузного крахмала, аммиака и сульфита; может быть  и генно-модифицированным. Его побочные действия следующие: гиперактивность; мягкий или жидкий и частый стул; токсичен для крови у крыс; подавляет метаболизм витамина В6 у кроликов; есть серьезные сомнения относительно безопасности применения.

Ортофосфорная кислота – это регулятор кислотности, ее получают из фосфатной породы. Она считается безопасной при употреблении в пищу в небольших количествах; чрезмерное потребление может привести к разрушению зубов и потере кальция в костях.

Под воздействием кофеина, также входящего в состав «Кока-Колы»,  ускоряется сердечная деятельность, поднимается кровяное давление, примерно на 40 минут слегка улучшается настроение за счёт высвобождения дофамина, но через 3-6 часов действие кофеина проходит: появляется усталость, вялость, снижение трудоспособности. Кофеин, как и другие стимуляторы центральной нервной системы, противопоказан при повышенной возбудимости, бессоннице, выраженной гипертензии и атеросклерозе, при органических заболеваниях сердечно-сосудистой системы, в старческом возрасте, при глаукоме.

 

Проведение социологического опроса и его результаты

В ходе работы, был проведен социологический опрос учащихся. Мы решили узнать у ребят, что им известно о «Кока-коле». Мы разработали анкету. Провели анкетирование среди учащихся всех классов и работников нашей школы. В анкетировании приняли участие  90 человек.

 Ребятам было задано 8 вопросов.

  1. Вы когда-нибудь пробовали «Кока-Колу»?
  2. Понравилась ли Вам «Кока-Кола»?
  3. Знаете ли Вы состав «Кока-Колы»?
  4. Часто ли Вы употребляете «Кока-Колу»?
  5. Употребление «Кока-Колы» полезно?
  6. Употребление «Кока-Колы» вредно?
  7. Знаете ли Вы какие-нибудь факты о «Кока-Коле»?
  8. Используете ли Вы «Кока-Колу» в бытовых целях?

Анализ анкеты показал, что  многиеупотребляют «Кока-колу», но знают, что она наносит вред нашему организму. Результаты опроса видны на диаграмме (Приложение 1).

 

Химические опыты с Кока-Колой

Кроме того мы провели опыты и эксперименты с этим напитком.

Опыт 1) Чайную чашку со следами от чая прополоскали обычной водой. Следы от чая остались. Тогда в эту же чашку налили «Кока-колу» и оставили на некоторое время. Потом прополоскали, следы от чая исчезли.

Вывод: В составе «Кока-колы» содержатся вещества, которые разрушают стойкие пятна.

Опыт 2) Для опыта разрезали варёные кусочки сосиски, сардельки и колбасы на 2 половинки. Одну половинку каждого продукта положили в воду, другую – в «Кока-колу». На 12 день мясные продукты, помещенные в воду, не потеряла своего вида, а мясные продукты в «Кока-коле» покрылись слизью и изменили цвет.

Вывод: «Кока-кола» не обладает разрушающими свойствами для мяса.

Опыт 3) Взяли бутылку «Кока-колы», открыли ее и положили под крышку 3 драже «Ментос». Затем резко открутили крышку. Жидкость высоким пенным фонтаном брызнул в разные стороны.

Вывод: Нельзя запивать «Ментос» «Кока –колой»!

Опыт 4) Один ржавый гвоздь поместили в химический стакан с водой, а другой в химический стакан с «Кока-колой». На 6 день гвоздь в воде покрылся еще одним слоем ржавчины, а гвоздь в «Кока-коле» очистился от ржавчины.

Вывод: Напиток «Кока-кола» содержит вещества разъедающие ржавчину!

Опыт 5) Куриное яйцо поместили в «Кока-колу». Через некоторое время скорлупа яйца потемнела. А в состав скорлупы содержится кальций, который входит в состав наших зубов.

Вывод: Красители, входящие в состав «Кока-колы», стойкие и зубы от них темнеют.

Опыт 6) В разные стаканы с напитком поместили образцы тканей: капроновой, нейлоновой, хлопчатобумажной и залили напитком. Через 4 дня проверили. Образцы тканей остались без изменений.

Вывод: Химические вещества, содержащиеся в напитке, не разрушают разные типы тканей.

Опыт 7) В стакан налили «Кока-колу» и оставили его на 7 дней. Через 7 дней вода из «Кока-колы» испарилась, а в стакане остался тягучий сироп.

Вывод: В составе «Кока-кола» содержится много сахара.

 

ВЫВОДЫ

Проведя ряд опытов, мы увидели, что «Кока – кола» окрашивает яичную скорлупу и не разрушает мясные продукты; в ней много красителей. «Кока – кола» содержит такие вещества, которые разъедают ржавчину и очищает налет от чая. Этот напиток нельзя употреблять  со всеми продуктами. Также в «Кока-коле» много сахара, который приносит вред  нашему организму, в частности- нашему желудку. Кром того, употребление «Кока –колы» приводит к дефициту калия, упав до опасного уровня, он может стать причиной поражения мышечных тканей.

 Наша гипотеза подтвердилась: «Кока-кола» опасна для здоровья человека!

По окончании опытов и экспериментов были сделаны фотографии (см. Приложение 2), и мы выступили перед учащимися и работниками «Школы Ретро» с докладом о нашем исследовании.

 

Список используемой литературы

  1. «Мир вокруг нас» Серия «Школа России» // А.А.Плешаков. –М.Просвещение, 2010г
  2. «Основы безопасности жизнедеятельности» .серия «Школа России» // Л.П.Анастасова, П.В.Ижевский.-М.:Просвещение, 2010г.
  3. Пиль А. Мое тело (Все обо всем). – М.: ООО «Издательство Астрель», 2002.
  4. «Разговор о правильном питании»
  5. Чайковский А.М., Шенкман А.Б. Искусство быть здоровым. Сборник, часть 1 и 2. М.: Физкультура и спорт, 1987.
  6. Интернет-ресурсы:  https://ru.wikipedia.org/

 

 

Остались вопросы?

Позвоните нам или напишите ваш вопрос в чат Whatsapp
и администратор школы ответит вам в ближайшее время

Обратная связь