Частная школа РЕТРО

 

Концепция воспитательной  работы школы

«Жизнь наша, делится на две эпохи: первую проводим мы в будущем, а вторую в прошедшем, когда горячка юности пройдет». 

Н.М. Карамзин

Вот уже 22 года в школе «Ретро» педагоги и администрация возрождают модель традиционного классического российского образования XIX века. Главным в своей работе школа считает развитие духовной сферы воспитанников. И как следствие - особый взгляд на воспитание. Именно воспитание ставится во главу угла деятельности школы. Мы видим своего выпускника энциклопедически образованным, религиозным, воспитанным в духе лучших представителей российского общества XIX века.

Исходя из вышеизложенного, можно выделить основные направления  концепции воспитательной работы в школе.

 

Система гражданско-патриотического воспитания

 Достигший небывалых масштабов процесс вестернизации России в педагогическом  плане  ожидаемых результатов - возрастания духовности,  культуры,  уровня образованности, патриотизма - не приносит. И причина здесь не в том, что этот процесс плох (есть свои плюсы и минусы), а в том,  что система гражданского воспитания, им предлагаемая, не для нас и мы не для нее.  Совершенно особенное мировосприятие,  веками возраставшее в наших предках, невозможно просто взять и заменить другим в умах и сердцах целого народа. Именно это целенаправленно пытаются сделать «новаторы», из разного рода «школ будущего», создающие образ «гражданина мира», оторванного от своих исторических корней.  Воспитание человека беззаветно преданного своей Родине, готового пожертвовать собой во имя Отечества – вот истинная цель гражданско-патриотического воспитания в школе «Ретро».

Содержание:

 Основным  содержанием гражданско-патриотического воспитания является воспитание чувства гражданского достоинства гражданина России.

Пути реализации системы гражданско-патриотического воспитания

Одним из наиболее значимых путей воспитания личности является сам учебный процесс. Нельзя недооценивать роль уроков гуманитарных дисциплин в вопросах гражданско-патриотического воспитания. Особая нагрузка в решении данной проблемы падает на уроки истории и литературы.

Для более полного раскрытия содержания данного направления воспитания в школе используются различные формы, методы и  приемы:

1. Традиционные школьные мероприятия (К примеру: «День памяти павших», «День рыцаря»,  Тематические балы (к примеру, «Бал посвященный офицерам Российской армии», и.т.д.)

2. Тематические недели (К примеру: «Изучаем стихи и романсы поэтов XIX века», «История русского костюма», «История Дома Романовых», «Отечественная геральдика»,  и.т.д.)

3. Предметные недели (К примеру: Неделя естественных наук, Неделя гуманитарных наук, Неделя искусств, и.т.д.)

4. Экскурсии, походы (К примеру: Еженедельные экскурсии по Москве и городам России, краеведческие турпоходы, и.т.д. )

5. Диспуты, конференции, встречи (К примеру: Ежегодные встречи с участниками ВОВ, Диспут на тему «Петр I – роль личности в истории»,  « Николай II», Пресс-конференции по итогам поездок и турпоходов,  и.т.д.)

6. Конкурсы, викторины (К примеру: «Конкурс творческих работ по истории Отечества», «Конкурс на лучший герб класса», Конкурс «Рисуем Москву», и.т.д. ) 

За более чем двадцатилетний  срок своей работы педагогический коллектив школы создал и апробировал обширную систему гражданско-патриотического воспитания. Все воспитательные мероприятия имеют высокий образовательный и воспитательный уровень. Достаточно сказать, что при подготовке, педагоги используют метод «завышения планки» , т.е. продуманного усложнения и углубления (в разумных пределах) материала. И как показал опыт, результаты не заставили себя ждать. У ребят всех возрастов резко повысился интерес к проводимым мероприятиям, доступность материала с одной стороны, и «взрослость» с другой, создали благоприятное мотивационное пространство, что является основополагающим звеном в достижении цели.

            Однако, работа по совершенствованию данного направления еще не завершена. В соответствии с программой развития школы в ближайшее время планируется  начать работу по реализации проекта «Человеколюбие», направленного на привлечение учащихся к благотворительной деятельности, оказанию духовной поддержки сверстникам с тяжелыми заболеваниями. Так же, планируется  совершенствовать систему путем объединения усилий педагогов из схожих по содержанию и концепции образовательных учреждений  для решения совместных воспитательных задач.

  

Система нравственного воспитания

 Проблемы преодоление духовного кризиса  подрастающего  поколения,  нахождение ценностных ориентаций личности ,  требуют  решения  уже сегодня. Но для нахождения этих решений не нужно смотреть на Запад. Да и неразумно куда-либо смотреть имея за спиной такой как  наш многовековой опыт  историко-культурного  развития. «У всех современных культур ценностно-смысловое ядро сложилось под мощным воздействием религиозных направлений, чаще всего одной из мировых религий. Для России такой религией стало православное христианство.  Многообразное значение православия,  его воздействие на все стороны русской жизни позволяет говорить о нем как об этнокультурной  доминанте  русской  истории...»  Православие создает нового, целостного человека, в корне изменяет миропонимание, что является причиной  появления мнений типа, "все страны граничат друг с другом, а Россия  с Богом", дает повод говорить всему миру о феномене русской души, русского сердца. Именно поэтому основой нравственного воспитания в школе является религиозное воспитание.

            В своей работе «О методах воспитания» Гребнюк О.С. и Рожков М.И. выделяют следующие компоненты нравственного воспитания:

  1. нравственные знания
  2. нравственные отношения, оценки
  3. нравственные переживания
  4. нравственно-волевые устремления
  5. нравственный выбор целей и средств
  6. совершение нравственных поступков
  7. проектирование у самого себя нравственных черт личности

Данные компоненты можно переориентировать в конкретные  задачи осуществления нравственного воспитания

 Содержание

Основными задачами нравственного воспитания в школе являются: Формирование  знаний о нравственных христианских ценностях: моральных идеалах, принципах, нормах поведения (гуманности, солидарности, любви , представление о долге, справедливости, праведности, честности, ответственности за себя). Формирование правомерности и обоснованности отношения к моральным нормам: бережное отношение к человеку; сочетание личных и общественных интересов; стремление к идеалу; правдивость; нравственные установки; цели жизни; смысл жизни; отношение к своим обязанностям. Формирование характера нравственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от норм и идеалов: жалость, сочувствие, доверие, благодарность, отзывчивость, самолюбие, стыд и др Формирование нравственно-волевых устремлений в реализации нравственных поступков: мужество, смелость, принципиальность в отстаивании нравственных идеалов. Формирование нравственной правомерности выбора: совестливость, самооценку, самокритичность, умение соотнести свое поведение с другими, добропорядочность, самоконтроль, рефлексию и др. Развитие способности совершать нравственные поступки; умения оценить нравственность поступков; умения оценить поведение современников с точки зрения моральных норм. Формирование сознательного отношения к своим действиям, стремления к нравственному самосовершенствованию, гуманного отношения к себе и другим, заботы о красоте тела, речи, души; понимания морали.

 Формы и методы.

Для реализации вышеизложенных задач используются следующие формы и методы работы:

  1.  Религиозные беседы, еженедельные общешкольные молебны, православные праздники, общие собрания воспитанников школы, причастия.
  2. Классные  мероприятия: «Свеча», «Откровенный разговор», еженедельные встречи с духовным отцом, и.т.д.
  3. Общешкольные мероприятия: Мамин День, День дублера, День рыцаря,  Бал «Ах, Ретро!», Рождественский бал, Осенний бал, и т.д.,  а также  еженедельные конкурсы, выставки, диспуты, конференции.
  4. Предметные недели: Неделя этикета, Неделя искусств, Неделя гуманитарных наук, и.т.д.
  5. Внешкольные мероприятия: Посещение храма, паломнические экскурсии, прогулки, посещение театров, выставок, общешкольные туристические слеты, турпоходы,  и.т.д.

  

Система эстетического воспитания

 Особую роль в воспитании играет искусство, которое в эмоционально-образной форме отражает различные виды человеческой деятельности и развивает способность творчески преобразовывать мир и самого себя. Профессор психологии А. Асмолов на вопрос: «Что должен уметь делать современный учитель?» отвечает: «Развить личность ребенка, а не напичкать ее информацией - вот задача современного учителя».  Именно развитие внутреннего потенциала каждого воспитанника,  создание среды, которая бы способствовала приобщению к прекрасному, - основные направления работы педагогического коллектива.

 Содержание.

Какие же задачи ставит перед собой эстетическое воспитание? Глобальная цель - это формирование творческого отношения чело­века к действительности, так как сама суть эстетического - в твор­честве и сотворчестве при восприятии эстетических явлений.

Среди более конкретных задач одна из важнейших - формирова­ние эстетической потребности, которую можно определить как  по­требность воспитанника в красоте и деятельности по законам красоты.

Для большей эффективности нравственно-эстетического воспитания, как отмечает С.А.Герасимов в статье «Система эстетического воспитания школьников», сле­дует применять комплексный подход. Он выде­ляет два принципа: «…система нравственно-эстетического воспитания должна выстраиваться так, чтобы в процессе воздействия на ребенка различные виды искусств постоянно взаимодействовали между собой». На этом основывается необхо­димость осуществления меж предметных связей в процессе преподавания искусств. Второй принцип заключается в том, что « нравственно-эстетическое воспитание… должно стать органической ча­стью любого…воспитания». Именно на этих принципах строится система эстетического воспитания в Школе "Ретро".

Формы и методы.

Для реализации поставленных задач в школе используются следующие формы и методы:

  1. Ежемесячные театральные постановки с обязательным участием всех воспитанников
  2. Конкурсы, викторины, смотры (К примеру, выставка-конкурс рисунка, выставка-конкурс творческих работ (вышивка, костюм,  изделия декоративно-прикладного плана),  конкурс талантов, викторина «Знатоки Библии»,  и.т.д.)
  3. Еженедельное посещение выставок, кинотеатров, музеев.
  4.  Творческие вечера, отчетные концерты, вечера романсов, балы.
  5. Предметные недели.

  

Система физического воспитания

 Физическая культура  является  неотъемлемой частью общей культуры общества. Она характеризуется здоровьем общества и уровнем развития физических способностей человека. Физическое воспитание является важной стороной общего воспитания полноценной личности. Духовное и нравственное здоровье общества напрямую зависит от физического здоровья его членов. Над проблемой физического воспитания  работали прогрессивные общественные деятели и педагоги XIX века И.И. Бецкой, Н.И. Новиков, Ф.И. Янкович. Н.И. Новиков в статье "О воспитании и наставлении детей" отмечает, что "...первой главной частью воспитания является попечение о теле, поскольку образование тела и тогда уже нужно, когда иное образование не имеет еще места..." . А.Н. Радищев  считал, что оно должно начинаться с самого раннего возраста и осуществляться при помощи разнообразных физических упражнений и закаливания. Развитие и укрепление физических сил, по его мнению, очень важно и для укрепления сил духовных.

            Этот постулат лег в основу разработки системы физического воспитания в школе. Важно, чтобы и взрослые и дети овладевали знаниями  способов и средств, укрепляющих здоровье, обладали привычкой постоянно осуществлять меры, направленные на его сохранение, чтобы им было свойственно активное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих людей - то есть, формировать социальную потребность жить и быть здоровым.  Решение этой задачи является наиважнейшим направлением воспитательной работы в школе.

 Содержание.

На первом плане стоит задача воспитания у детей и подростков потребности в здоровье как жизненно важной ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни, к "самосозиданию" и созиданию вокруг себя здоровой среды обитания.

 Формы и методы.

Для реализации поставленных задач в школе используются следующие формы, приемы и методы физического воспитания:

  1. Повышение эффективности уроков физической подготовки
  2. Общешкольные олимпиады, соревнования, эстафеты (К примеру, соревнования по игровым видам спорта (футбол, хоккей, волейбол, лапта), индивидуальные спортивные состязания , эстафета «Мама, папа, я – спортивная семья, и.т.д)
  3. Туристические походы, эстафеты, слеты
  4. Предметные недели (К примеру, неделя физкультуры, неделя естествознания, и.т.д.)

 

 Система развития личности каждого воспитанника

 Наиболее важным аспектом воспитательной работы в школе «Ретро» является  работа по индивидуализации воспитательного процесса, что подразумевает включение в состав приоритетных направлений воспитательной работы деятельность по всестороннему развитию личности каждого воспитанника.

            Первым и наиболее важным шагом реализации данной задачи является определение уровня воспитанности для давнейшей корректировки и планировании ведения работы в зависимости от полученных результатов.   Определение уровня воспитанности включает в себя определение показателей по следующим аспектам: эрудиция (начитанность и глубокие познания во всех областях науки), отношение к православной вере, отношение к труду, отношение к природе, отношение к общественным нормам и закону, эстетический вкус (отношение к прекрасному). Все эти показатели рассматриваются с трех сторон:

  1. оценка данного качества самим воспитанником,
  2. оценка родителей наличия данного качества у ребенка,
  3. оценка педагога.

Средние результаты по каждому ребенку и по классам заносятся в базу данных. Далее следует обработка, сравнение и анализ полученных результатов.

 Содержание. Формы и методы.

1 этап:

Письменный опрос учащихся «Качества личности, которые надо выработать в себе, чтобы достичь успеха» - самооценка.

Письменный опрос родителей и педагогов «Оценка развитости качеств личности ребенка».

2 этап:

Диагностика воспитанности учащихся гувернанткой («Оценка развитости качеств личности воспитанников»)

Предварительное заполнение «Карты воспитанности»

3 этап:

Изучение воспитанности учащихся с помощью разнообразных методик:

  • наблюдение
  • недописанный тезис
  • альтернативный тезис
  • фантастический выбор
  • ассоциативный тест
  • ранжирование
  • социометрия

4 этап:

Заполнение карты воспитанности на основе результатов, полученных на 1-3 этапах работы. Занесение в базу данных.

5 этап:

Составление характеристик учащихся, характеристики класса, коррекционных программ.

  

Система формирование ученического коллектива

 На протяжении всех лет существования школы ведется работа по созданию неповторимой атмосферы комфорта (психологического и бытового) как в школе в целом, так и в каждом классе. В основу модели отношений воспитанников, педагогов и родителей легли принципы доброжелательности в отношениях, взаимоуважения и всеобщей преданности общему делу - воспитанию  нового поколения.

Понимая как важно влияние коллектива (класса) на каждого из членов коллектива, школой предпринимаются шаги по активизации работы в данном направлении. Основываясь на передовом педагогическом опыте, школой была разработана программа изучения коллектива, а также были выделены основные направления работы по формированию коллектива. Наиболее полную картину содержания данного раздела воспитательной работы можно увидеть лишь на примере конкретного плана работы по формированию ученического коллектива.