Частная школа РЕТРО

Результативность обучения

Щербакова Татьяна Алексеевна,

магистр

кафедра «Менеджмент в социальной сфере»

Институт международных социально-гуманитарных связей

Особенности воспитательной методики

НО ЧУ СОШ «Ретро»

 

«Надо брать детей такими, каковы они в действительности, надо перестать видеть в них только то, что мы хотели бы в них видеть, а воспитывая их, надо сообразоваться не с мертвыми правилами, а с естественным направлением развития». Эти слова немецкого философа можно поставить эпиграфом к описанию воспитательной методики ЧУ ЦО «Школа Ретро».

На протяжении 2012-2013 и 2013-2014 учебных годов в ЧУ ЦО «Школа Ретро» г. Москвы проводился эксперимент по разработке и апробации методики создания «ситуации успеха» при организации досуга подростков.

Факторами, способствующими реализации данной методики, были, во-первых, то, что школа является частным учебным учреждением, по условиям которого, воспитанники находятся в школе на протяжении практически всего дня (с 8.45 до 18.00-18.30 и иногда дольше) на протяжении 5 дней в неделю. Во-вторых, контингент школы – люди преимущественно успешные и нацеленные на успех, ожидающие успешности от своих детей, обучающихся в школе, готовые способствовать педагогам школы в продвижении и развитии своих детей; во многом, считающие работу над достижениями ребенка одним из определяющих факторов при выборе данного учебного заведения.

Таким образом, работа над методикой создания «ситуации успеха» стала для педагогического коллектива школы этапом систематизации и обобщения многолетних наработок, превращения их из хаотичного багажа личного педагогического опыта отдельных сотрудников школы в единую методическую систему педагогической работы всего учебного заведения.

С этой целью под существующую особую педагогическую методику школы, работавшую на уровне многолетней традиции, была подведена научная база, создана педагогическая концепция и подготовлен пакет методического сопровождения.

Цель нашей педагогической системы - достижение подростками успеха самореализации. Эта общая формулировка обретает своё конкретное содержание только в результате проведения полномасштабной психолого-педагогической диагностики, ориентированной на выявление уровня мотивации к успеху у подростков. Исходя из разработанной программы, индивидуализированной педагогической помощи осуществляется постановка

целей и задач данной ситуации успеха, выбор форм, методов и приёмов, которые бы вызывали к жизни актуальной потенциально существующие положительные качества личности подростков.

Поскольку досугом принято считать время не занятое работой, учебой или выполнением каких-либо обязанностей, то, по большому счету, в жизни современного школьника досуг выпадает на время, неподконтрольное школе (вечернее время, выходные, каникулы, государственные праздники и т.п.). Тем не менее, хорошо известна обязанность школы всеми возможными усилиями организовывать и контролировать и эти периоды в жизни школьников. В воспитательной работе практически любого образовательного учреждения именно эта воспитательная функция в виду объективных причин традиционно является самым «слабым звеном».

Досуг как время свободного самоопределения, саморазвития подростков сосредотачивает в себе значительные ресурсы для развития их творческой активности, так как эта деятельность осуществляется на основе свободного выбора.

По содержанию досуг подростков можно разделить на ряд групп:

Первая группа связана с восстановлением физических и психических сил подростка. К ней необходимо отнести прогулки на свежем воздухе, спорт, вечера отдыха, забавы, развлечения, игры. Спорт, двигательная деятельность активизирует физическую активность детей, способствует укреплению здоровья, развитию выносливости, ловкости. Туризм, организованные путешествия, совершаемые для отдыха и с познавательными целями, а также носящие спортивный характер. Походы обеспечивают ребят особыми шансами реализоваться, особым полем свободы.

Вторая группа досуга связана с повышением эрудиции, приобщением к духовным ценностям. К ней можно отнести чтение, просмотр фильмов и телепередач, коллекционирование, посещение выставок, музеев, путешествия, поездки и т.п. Содержание данной группы досуга стимулирует познавательную активность подростков, способствует освоению общечеловеческой культуры, исторических, литературных ценностей, формированию мировоззрения.

Третья группа связана с развитием духовных сил и способностей, с активной творческой деятельностью. К данному содержанию досуга можно отнести научно-исследовательскую деятельность, художественно-театральную, техническую, спортивно-игровую, трудовую, прикладную деятельность. Включение подростков в эту группу досуга развивает активную жизненную позицию, способствует самоопределению личности, ее

самоактуализации в творческой деятельности.

Четвертая группа реализует потребность в общении. К данной группе необходимо отнести вечера встреч, танцы, дискотеки, вечеринки, творческие объединения, клубы, кружки. Общение с другими детьми развивает коммуникативные умения, формирует у подростка способность использовать различные способы межличностного взаимодействия, быть адаптивным к различным социальным ситуациям.

Пятая группа связана с целенаправленной творческой учебой подростков. Это – выездные лагеря, смотры, конкурсы, каникулярные объединения, туристические походы, школы актива и т.п. Включение ребенка в пятую группу досуга является значимым для развития

организаторских способностей, формирования умений самостоятельно организовывать как собственный досуг, так и увлекать сверстников содержательной деятельностью.

В то же время досуг является зоной, свободной от участия в ее организации педагогов, родителей, вследствие чего досуг в некоторых случаях превращается в опасное время для подростка. Все это делает необходимым поиск путей управления досугом, который бы обеспечил включение подростков в самоценную для них деятельность, способствовал формированию у них умений и навыков управления собственным досугом, а, следовательно, и развитию самоуправления и самоорганизации.

Однако в настоящее время в стране нет единой воспитательной системы, в которой бы были определены требования, рекомендации к организации воспитательной работы с детьми и подростками в условиях современной школы. Усложняет проблему и отсутствие в стране системы детских и юношеских общественных организаций. Все это вносит определенные трудности в управление досуговой деятельностью детей и подростков. Каждая школа занимается воспитанием учащихся в соответствии со своими представлениями и возможностями. Часто у учителя не хватает знаний и умений по организации досуговой деятельности подростков, тем более по управлению этой деятельностью.

Наши наблюдения показывают, что досуговая деятельность детей и подростков часто характеризуется малосодержательностью и однообразием, в школах используются устарелые и малоинтересные формы организации досуга. Это вызвано как материальными причинами, так и отсутствием знаний, заинтересованности и недостаточно серьезным и ответственным отношением к организации детского досуга со стороны педагогов.

Особенностью организации пребывания в ЧУ ЦО «Школа Ретро» является организованный досуг всех учащихся от 1 до 11 класса в период от окончания последнего урока до 18.00-18.30. С одной стороны, подобная система заметно облегчает труд педагогов (классных руководителей и воспитателей), поскольку перед ними не стоит задачи любыми средствами заманить подростков в школу вечером или заставить остаться после уроков. С другой стороны, теперь воспитательная работа школы уж точно не может проводиться формально или охватывать незначительное число самых послушных учеников, чем грешат многие учебные заведения.

Как уже говорилось выше, дети и подростки обладают психологической потребностью в успехе, изначально мотивированы на успех. Однако, представления о собственной успешности у всех подростков разные. Школа реально может содействовать развитию тех направлений личности школьника, которые связаны с образованием, интеллектуальными успехами, творчеством, спортом.

Педагоги должны понимать, что в жизни подростка есть сферы, на которые школа или не в состоянии влиять вовсе, или только опосредованно. Например, для многих современных детей фактором изначальной успешности, благополучия и, если угодно, счастья является наличие в семье отца. И именно из-за отсутствия его, подросток может воспринимать себя, на фоне одноклассников из полных семей, как неполноценного, лишенного чего-то самого главного, а, следовательно, находящегося на «низком старте». Таким образом, педагогическая работа с подростками требует всесторонней информированности об их семье, условиях жизни, личностных характеристиках.

Разрабатывать научную концепцию создания ситуаций успеха в воспитательно-досуговой работе с подростками целесообразно на основе системного подхода. С этих позиций любая педагогическая система в своем идеальном варианте должна представлять собой единый комплекс следующих друг за другом ситуаций успеха, последовательно ведущих подростка по пути его общеличностного развития. Успех в воспитательной системе - это источник педагогических целей и средство их достижения одновременно. При этом ситуация успеха является результатом функционирования педагогический системы.

Основой предлагаемой школой воспитательной методики является компенсация специфических подростковых реакций с помощью досугово-воспитательных мероприятий, которые, в свою очередь, имеют целью:

- создать для подростков такую педагогическую среду, где они могли бы получать те эмоции и психологические стимулы, отсутствие которых и ведет к возникновению негативных и девиантных реакций

- с помощью создания ситуации успеха социально адаптировать подростков, как в среде сверстников, так и в социуме в целом, способствовать их успешной социализации и положительному психологическому настрою.

При разработке педагогического подхода по созданию ситуации успеха в воспитательно-досуговой работе с подростками, педагоги ЧУ ЦО «Школа Ретро» столкнулись с отсутствием специальной литературы и какого бы то ни было описанного опыта. Методика создания ситуации успеха в учебной работе описана весьма подробно множеством авторов и широко представлена в литературе и на педагогических сайтах. Относительно же воспитательной работы такой опыт не представлен.

Поскольку методика создания ситуации успеха на уроках и прочих учебных занятиях к досуговой работе не применима, школой была разработана собственная методика. Она основывается на ряде технологических приемов, выполнение которых возможно, как в комплексе, так и по отдельности, учитывая специфику и разнообразие форм досуговой работы с подростками.

Комплекс технологических приемов для создания ситуации успеха в воспитательно-досуговой работе с подростками:

1. Принятие себя. Современный подросток часто не имеет адекватного представления о своих личностных качествах, возможностях, достоинствах и

недостатках. Умение «видеть себя со стороны» еще достаточно слабо сформировано. Задача педагога-воспитателя помочь подростку в процессе самовосприятия, формирования адекватной самооценки.

2. Снятие страха. Подросткам нужно помочь преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих («мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться», «люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения»).

3. Авансирование успешного результата. Помогает педагогу выразить свою твердую убежденность в том, что его воспитанник обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает подростку уверенность в свои силы и возможности («у тебя обязательно получится…», «я даже не сомневаюсь в успешном результате…»). На этом этапе педагог должен воздерживаться от убеждения подростка в обязательном превосходном результате работы, но ориентировать на стремление к его достижению: «у тебя есть все шансы получить первое место в конкурсе, но если кто-то тебя превзойдет, твоя работа все же будет очень достойной…», «часто опыт пройденного пути для человека важнее цели…».

4. Скрытое инструктирование подростка в способах и формах совершения деятельности. Помогает воспитаннику избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания («возможно, лучше всего начать с..»).

5. Внесение мотива. Показывает подростку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения («без твоей помощи твоим товарищам не справиться…», «ты представляешь, как нами будут гордиться…», «если вы сможете это сделать, то…»).

6. Персональная исключительность. Обозначает важность усилий воспитанника в предстоящей или совершаемой деятельности («только ты и мог бы….», «только тебе я и могу доверить…»).

7. Мобилизация активности или педагогическое внушение. Побуждает к выполнению конкретных действий («нам уже не терпится начать работу…», «так хочется поскорее увидеть…»).

8. Высокая оценка детали, пройденного этапа дела. Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали («тебе особенно удалось то-то объяснение…», «больше всего мне в твоей работе понравилось…», «у тебя это замечательно вышло, а ведь раньше ты этого не мог…»).

9. Фиксация личностного роста и личностных достижений. Независимо от общего исхода мероприятия или какого-то дела, педагогу необходимо отметить личностный прогресс каждого участника, его достижения и успехи. Даже если дело закончилось не так удачно, как рассчитывалось, педагог должен акцентировать внимание подростков на том положительном и полезном опыте, который они приобрели. «Отрицательный результат – тоже результат»: «зато вы теперь знаете, какие ошибки можно допустить и как этого избежать…», «Вы набрались опыта и в этом имеете преимущество перед другими…» и т.п.

10. Обозначение планов и перспектив роста. Достигнув успеха, нужно развивать его, двигаться дальше: «с этим номером мы можем выступить даже на городском конкурсе…», «Теперь мы знаем, как достичь нужного результата, так давайте действовать…».

Как видим, досуг подростка является той сферой его жизни, где успешность деятельности, признание результатов, удовлетворение от собственных достижений – не менее необходимы, нежели в образовательной деятельности, а если говорить о способствовании успешной социализации, то необходимы даже гораздо больше.

Определяя форму организации досуга, педагог прежде всего ориентируется на содержание деятельности подростков, их интересы и потребности.

Предлагаем схему характеристики формы досуговой деятельности:

- постановка цели и планирование ситуации успеха в данном конкретном мероприятии;

- название (с одной стороны – метка, «опознавательный знак», вызывающий ассоциацию с конкретным событием, с другой стороны, детям и подросткам часто свойственно давать особые кодовые названия неким объединяющим их событиям, что дополнительно сплачивает группу причастных к событию школьников;

- продолжительность проведения, решение о разовости или традиционности мероприятия;

- предварительная подготовка или экспромтное проведение;

- количество участников или конкретные участники, применение методики создания ситуации успеха часто требует участия в мероприятиях конкретных подростков, личностной нацеленности проводимой досуговой работы. (В отличие от традиционно принятой в школах воспитательной системы, при данном подходе первичен подросток, а не мероприятие. Педагог не должен анализировать, что и кому это мероприятие может дать, если оно будет проведено, а подбирать, планировать, творчески сценировать такие мероприятия, которые адресно нацелены на конкретных подростков);

- организатор деятельности;

- характер влияния педагога;

- результат совместной деятельности, в первую очередь рефлексия с обсуждение успешности события, достижений как коллективных, так и личностных.

Залогом привлекательности для подростков досуговых мероприятий является возможность свободного общения. Важно помнить, что в силу психологических особенностей, подросткам для полного ощущения успешности или не успешности собственных достижений необходима внешняя оценка, особенно – оценка сверстников. Успех для подростка не так сладок, если ему нет свидетелей – сверстников, одноклассников. Это необходимо учитывать не только при планировании мероприятий, но и при подведении итогов разнообразных видов деятельности.

Задачи формирования всесторонней развитой личности подростка, комплексного подхода к постановке всего дела организации досуга требуют, чтобы досуговая работа представляла собой стройную целенаправленную систему.

Система организации досуга представляет собой единство целей, принципов, содержания, форм и методов деятельности, включая множество взаимосвязанных элементов. Целью такой системы являются формирование основ гармонической, развитой личности, ее активной позиции.

Организация досуга строится на основе определенных принципов.

- Принцип преемственности предполагает создание и развитие у подростков умений организовать свой досуг, формировать сплоченный коллектив.

- Принцип массовости предусматривает вовлечение всех и каждого ребенка в досуговую деятельность.

- Принцип последовательности обеспечивает единую логику в организации работы, ее плановость, исключает появление случайных мероприятий, предусматривает усложнение содержания.

- Принцип непрерывности предполагает правильное чередование напряженных периодов и спадов активности в работе, равномерность ее распределения во времени.

Существует противоречие между потребностями подростков использовать свой досуг как сферу самореализации, полноценного общения, активного проявления самостоятельности и неумением реализовать себя в досуге в силу серьезных недостатков в организации со стороны взрослых и недостаточностью создания условий и среды для научения подростков азам досуговой деятельности. В этом плане воспитательной миссией школы стало стремление заложить у выпускников основы такого мировоззрения, при котором постоянное самосовершенствование, непрерывное образование и самообразование, личностный рост и развитие стали бы постоянной потребностью и нормой жизни, воспринимаясь не как обязанность и насилие над собственной свободой, а как естественный и приятный процесс, единственно нормальный и достойный образ жизни.

 

Литература

 

1. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. М., 1968,С.26

2. Панкратов В.Н. и др. Психология успеха. М.,1997.

3. Петровский А.В. Быть личностью. М., 1990,С.209

4. Трегубов Б.А. Свободное время молодежи: сущность, управление. СПб., 1991,С.261.

5. Юнг К. Конфликты детской души. М., 1995,С.161.