Частная школа РЕТРО

Результативность обучения

Щербакова Татьяна Алексеевна,

магистр

кафедра «Менеджмент в социальной сфере»

Институт международных социально-гуманитарных связей

 

 

Критерии девиантного поведения и девиации подростков

в условиях современного мегаполиса

 

Какое поведение подростка педагог современной школы должен считать нормальным и желаемым, а какое – ненормальным, отрицательным, девиантным. За что хвалить и что приводить в пример, за что ругать, а что и вовсе должно вызвать тревогу воспитателя? Этот вопрос давно занимает исследователей не только в области педагогики, но и психологии.

Девиантным поведением в психологии принято называть один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп.

Для педагога девиантное поведение практически синоним антидисциплинарного поведения.

Типичными проявлениями девиантного поведения у детей и подростков являются агрессия, демонстративные выходки, грубость, вызывающее поведение, отклонение от учебы и самообслуживающего труда, уходы из дома и бродяжничество, пьянство и алкоголизм, употребление наркотических веществ и связанные с этим асоциальные действия, антиобщественные действия сексуального характера, попытки суицида, совершение административных правонарушений и уголовных

преступлений.

Е.В. Змановская определяет отклоняющееся поведение как «поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Иначе говоря, это действия, не соответствующие существующим законам, правилам, традициям и социальным установкам».

Каждый педагог, однако, должен понимать, что социальные нормы и установки со временем меняются, а в условиях динамики современного мегаполиса – очень быстро. То, что считалось ненормальным вчера, сегодня уже не вызывает осуждения. Поступок ученика, возмутивший пожилого педагога, молоденькая учительница может вовсе не счесть неприличным или вызывающим. Кроме того, каждый из педагогов является носителем неких собственных личностных норм и установок, которые отличаются от других. Так, наблюдая одну и ту же ситуацию, один педагог может быть возмущен скандальностью происходящего, а другой воспримет все как веселое проишествие. Например, даже день Святого Валентина вызывает у педагогов разногласия: одни считают празднование 14 февраля в школе романтической

традицией, воспитывающей у подростков адекватное гендерное поведение, другие видят в робких признаниях и наивном флирте начало сексуальной распущенности.

Следовательно, девиантное поведение - это нарушение не любых, а лишь наиболее важных для данного общества в данное время социальных норм.

Еще одной чертой девиантного поведения является негативная оценка его и личности, его проявляющей, в обществе. Дурная репутация усиливает опасную изоляцию, препятствует позитивным переменам и вызывает рецидивы девиантного поведения.

Особенностью отклоняющегося поведения является и то, что оно наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям. Это может быть дестабилизация существующего порядка, причинение морального и материального ущерба, физическое насилие и причинение боли, ухудшение здоровья. В крайних своих проявлениях девиантное поведение представляет непосредственную угрозу для жизни, например суицидальное поведение, насильственные преступления, употребление "тяжелых" наркотиков. Психологическим маркером ущерба является страдание, переживаемое самим человеком или окружающими людьми.

В то же время, было бы ошибочно считать девиантным поведением такие социальные явления как радикализм, креативность и маргинальность. Несмотря на то, что они также отклоняются от общепринятых норм, вызывая раздражение консервативно настроенной части населения, эти феномены скорее полезны для общества, чем опасны.

Так, радикально настроенные личности нацелены на коренные преобразования в обществе, что стимулирует прогрессивные изменения в нем. Креаторы, отличаясь нестандартностью, выступают исследователями и первооткрывателями. Маргиналы противопоставляют себя большинству, расширяя границы социальных норм. Перечисленные феномены могут сочетаться. Например, поведение подростков нередко отражает все три тенденции. Подросток, экспериментирующий с пирсингом, татуировкой или даже шрамированием, не может быть однозначно отнесен к группе девиантов. Но тот же подросток, употребляющий героин, демонстрирует явно отклоняющееся поведение с высоким риском для жизни. Таким образом, отклоняющееся поведение деструктивно по своей сути. Важным признаком, отличающим девиантное поведение нужно считать его многократное или длительное повторение. Некорректно было бы навешивать ярлык девианта на подростка, выругавшегося матом на уроке. Однако, систематическое употребление матерных выражений, неспособность контролировать свою речь – несомненно, тревожный признак.

Педагогам необходимо различать единичные отрицательные выходки и стойкую склонность к антисоциальным действиям.

Однако даже однократная суицидальная попытка представляет серьезную опасность и может расцениваться как отклоняющееся поведение личности.

Для того чтобы поведение можно было квалифицировать как отклоняющееся, оно должно согласовываться с общей направленностью личности. «При этом поведение не должно быть следствием нестандартной ситуации (например, поведение в рамках посттравматического синдрома), следствием кризисной ситуации (например, реакция горя в случае смерти близкого человека в течение первых месяцев) или следствием самообороны (например, при наличии реальной угрозы для жизни)».

В рамках данной работы особенно важно отметить то, что отклоняющееся поведение, особенно у подростков, сопровождается различными проявлениями социальной дезадаптации. Поскольку важнейшей задачей школы в современном образовании, стоит обеспечение условий для успешной социализации личности, социальная дезадаптация подростков-девиантов, таким образом, является основной проблемой, которую необходимо решать педагогическому коллективу школы, столкнувшемуся с подобными явлениями.

Для работы с подростками педагогу очень важно представлять, как его воспитанники, и склонные к девиациям, и избежавшие подобных проблем, относятся к проявлениям отклоняющегося поведения: и у себя самого, и наблюдая это у сверстников. Воспринимают ли они девиантное поведение как нежелательное чуждое для себя, как временно удовлетворяющее или как обычное и привлекательное. Отношение личности к отклоняющемуся поведению (личностная позиция) во многом определяет его судьбу.

Е.В. Змановская отмечает, что «термин "отклоняющееся поведение" может применяться к детям не младше 5 лет, а в строгом смысле - после 9 лет. Ранее 5 лет необходимые представления о социальных нормах в сознании ребенка просто отсутствуют, а самоконтроль осуществляется с помощью взрослых. Только к 9-10 годам можно говорить о наличии у ребенка способности самостоятельно следовать социальным нормам.

Если же поведение ребенка младше 5 лет существенно отклоняется от возрастной нормы, то его целесообразно рассматривать как одно из проявлений незрелости, невротических реакций или нарушений психического развития».

Также, важным моментом при работе с подростками нужно считать то, что если взрослый человек, склонный к девиациям, зачастую ведет себя осмысленно и может управлять своим поведением, вплоть до осознанного отказа от отклоняющегося поведения, то подростки, в силу «неустоявшейся» психики, часто становятся жертвами собственных девиаций как болезни с которой не в состоянии самостоятельно справиться и даже оценить опасность собственного положения.

Исходя из всего сказанного выше, можно дать следующее определение отклоняющегося (девиантного) поведения - это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.

Возможно рассматривать девиантное поведение как отклонение, отступление от существующих социальных норм, их нарушение, «ненормальное поведение» с точки зрения нормативно значимого фактора, устойчиво проявляющееся отклонение от социальных норм, как корыстной, агрессивной ориентации, так и социально-пассивного типа.

К социальным отклонениям корыстной направленности относятся правонарушения и проступки, связанные со стремлением получить материальную, денежную, имущественную выгоду (хищение, кражи, спекуляция, протекция и т. д.), которые могут проявляться как в виде преступных уголовно-наказуемых действий, так и в виде правовых проступков и аморального поведения.

Социальные отклонения подростков агрессивной ориентации проявляются в действиях, направленных против личности (оскорбление, хулиганство, побои, такие тяжкие преступления, как изнасилование и убийство).

Отклонения подростков социально-пассивного типа выражаются в стремлении к уходу от активной общественной жизни, в уклонении от своих гражданских обязанностей и долга, нежелания решать как личные, так и социальные проблемы (уклонение от учебы, Интернет-зависимость, бродяжничество, употребление алкоголя и наркотиков, токсических средств). Крайнее проявление социально-пассивной позиции – самоубийство,

суицид.

Здесь еще раз важно отметить, что специалисты, как отечественные, так и зарубежные, рассматривают девиантное поведение как нарушение процесса социализации детей, поведение, противоречащее принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Девиантность – проявление нарушенности социальной регуляции поведения, дефективности психической саморегуляции.

Первые проявления отклоняющегося поведения, наблюдаемые в подростковом возрасте «объясняются относительно низким уровнем интеллектуального развития, незавершенностью процесса формирования личности, отрицательным влиянием семьи и ближайшего окружения». Многие педагоги на практике часто сталкиваются с тем, что в жизни достаточно большого количества подростков, их семьи являются не воспитывающим и социализирующим фактором, а, напротив, фактором риска, деморализующей и развращающей силой. И связано это не только с постоянным ростом числа неблагополучных семей, где родители и старшие родственники ведут аморальный и анти-социальный образ жизни. Часто негативное влияние на воспитание подростка могут оказывать и на первый взгляд «приличные» семьи, где царствуют извращенные ценности, лицемерие, психологическое насилие.

Под отклонениями в поведении детей и подростков Р.В. Овчарова понимает такие его особенности и их проявления, которые не только обращают на себя внимание, но и настораживают воспитателей (родителей, учителей, общественность), но и несут в себе зачатки, истоки будущих

проступков, нарушений нравственных, социальных, правовых норм, требований закона, представляют собой потенциальную угрозу субъекту поведения, развитию его личности, окружающим его людям, обществу в целом. Отдельные поступки значимы не сами по себе, а лишь в связи с тем, какие особенности личности, тенденции их развития за ними скрываются.

Ф. Патаки, выделяет «преддевиантный синдром» - своеобразный комплекс определенных симптомов, приводящих человека к стойким формам девиантного поведения, а именно: аффективный тип поведения; семейные конфликты; агрессивный тип поведения; ранние антисоциальные формы поведения; отрицательное отношение к учебе; низкий уровень интеллекта.

Практикующему педагогу необходимо понимать, что приведенные выше характеристики девиантного поведения представляют собой некий общий, усредненный вариант множества разнообразных отклонений от нормы, которые обуславливаются разнообразными внешними стимулами и влияниями на подростка в зависимости от среды его обитания и его окружения.

Спорным вопросом является то, насколько больше или меньше подвержены девиациям подростки городов, мегаполисов или небольших поселков и деревень. Очевидно, однако, что любая среда обитания, любой круг общения и образ жизни формирует свои особые негативные влияния на психику и поведение подростков. Несомненно, что подростки мегаполисов, таких как Москва, испытывают на себе воздействие особых негативных факторов, ведущих к девиациям поведения.

Влияние доступной и часто негативной информации из Интернета, увлеченность социальными сетями, третьесортными фильмами и мультфильмами, компьютерными играми и т.п. оказывает не просто негативное, а угнетающее воздействие на психику подростка мегаполиса, окруженного агрессивной индустрией соблазна. Отрицательное влияние индустрии фильмов, развлечений и игрушек на внутренний мир детей и подростков было резко негативно оценено психологами уже несколько десятков лет назад.

В современной социально-экономической ситуации российских мегаполисов молодое поколение в большинстве своем оказалось без надежных социальных ориентиров. Разрушение традиционных форм социализации, основанной на социальной предопределенности жизненного пути, с одной стороны, повысило личную ответственность молодых людей за свою судьбу, поставив их перед необходимостью выбора, с другой – обнаружило неготовность большинства из них включиться в новые общественные отношения. Выбор жизненного пути стал определяться не способностями и интересами молодого человека, а конкретными обстоятельствами. И на фоне этого определился круг наиболее важных проблем, характерных именно для современной молодежи.

Как отмечают многие исследователи, у современных подростков преобладает потребительский тип социального функционирования. Система оценок и предпочтений у городского подростка все больше ориентируется на

досуг, на получение максимального удовольствия от жизни, что приводит к возникновению аддиктивного поведения (от англ. addiction – зависимость), связанного с желанием человека уйти из реальной жизни путем изменения состояния своего сознания, в том числе с помощью различного рода психоактивных веществ.

Психоактивные вещества (ПАВ) – это химические и фармакологические средства, влияющие на физическое и психическое состояние, вызывающие болезненное пристрастие; к ним относятся: наркотики, алкоголь, никотин, транквилизаторы и т. д. Доступность ПАВ в условиях мегаполиса и рост их предложения как по ассортименту, так и по количеству источников их получения, ненормальная «популярность» данной тематики в средствах массовой информации, порождающая миф о привлекательности ПАВ, своеобразную моду на них, и широкое распространение информации, которая раньше была доступна узкому кругу специалистов, повышают интерес молодежи к этой группе веществ и эффектам их воздействия на психику и поведение.

Существует несколько негативных тенденций, характеризующих современную ситуацию наркомании в России. Это, прежде всего, омоложение контингента лиц, вовлеченных в проблему. Подростки впервые пробуют наркотики преимущественно в 13-14 лет, возраст первой пробы токсических веществ еще более низок - 10-11 лет.

Еще одна тревожная тенденция – возросшая доступность наркотических препаратов как по цене, так и по возможности их приобретения. Наблюдается также расширение спектра препаратов, употребляемых с целью получения наркотического опьянения (целый ряд химических веществ и медикаментов).

В процесс наркотизации вовлекаются дети из различных социальных слоев. Если раньше это были дети из неблагополучных и асоциальных семей либо богемных, то сейчас все чаще – из семей с достаточно высоким материальным достатком, причем именно последние способствуют формированию моды на наркотики, восприятию их как атрибута стиля и престижа. Употребление наркотиков как бы повышает ранг молодого человека среди товарищей, в некоторых молодежных кругах становится чем-то вроде притязания на право считаться настоящим человеком, подобно тому, как курение и употребление алкоголя, в определенном возрасте некоторыми детьми серьезно воспринимается как признак зрелости.

В настоящее время среди употребляемых детьми и молодыми людьми спиртных напитков лидирующее место прочно заняло пиво, а в терминологию врачей-наркологов вошло понятие «пивной алкоголизм».

За последние годы существенно возросла преступность несовершеннолетних. По данным МВД, фактически каждое пятое преступление совершается лицами, не достигшими 18 лет. Состав подростковых правонарушений очень широк – от краж и других преступлений корыстной направленности до тяжких преступлений против личности. Но существуют правонарушения исключительно молодежные,

например, уличные беспорядки подростковых банд, для которых характерно насильственное поведение (причем без видимых материальных мотивов). Этот вид правонарушений, чаще всего как следствие употребления различных ПАВ, доставляет удовольствие, вызывает эйфорию, порождает ложное чувство сплоченности, ощущение принадлежности к «братству», что приводит к изменению ценностных ориентации участников уличных группировок и, соответственно, к еще большей криминализации детской и молодежной среды.

Наряду с вышеперечисленными одной из проблем в среде современной молодежи, имеющей тенденцию к росту, является увлеченность молодых людей различными азартными играми. Все чаще в средствах массовой информации, в научных изданиях, в практике организации работы с молодежью звучат термины - гэмблинговая зависимость и кибераддикция.

Гэмблинг (от англ. game - игра) - зависимость от азартных игр. Это вид аддикции, при котором уход от реальности и изменение сознания достигается возбуждением во время азартной игры. Кибераддикция – непреодолимая потребность пребывания в Интернете или в игре на компьютере.

 

Литература

 

1. Выготский А.С. Проблема возраста // Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М., 1983.

2. Гилинский Я.И., Афанасьев B.C. Социология девиантного поведения. СПб., 1993,С.7.

3. Гилинский Я.И., Юнацкевич Я.И. Социологические и психолого-педагогические основы суицидологии: Учеб. пособие. СПб., 1999.

4. Змановская Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения) Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., испр. М.: Издательский центр "Академия", 2004,С.10-18.

5. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989.

6. Кондратенко В. Т. Девиантное поведение у подростков: Социально- психологические и психиатрические аспекты. Минск, 1988.

7. Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе (деструктивное поведение в современном мире). Новосибирск, 1990.

8. Коэн А. Исследования проблемы социальной дезорганизации и отклоняющегося поведения // Социология сегодня. М., 1965.

9. Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков: Учеб.-метод. пособие. М., 1998.

10. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. М., 2000.

11. Патаки Ф. Некоторые проблемы отклоняющегося (девиантного) поведения // Психологический журнал. Т. 8. № 4. 1987,С.92-102.