Частная школа РЕТРО

Результативность обучения

      Мотивация учебной деятельности и пути ее формирования

на уроках русского языка          

     Одна из серьёзнейших проблем школы – резкое падение интереса учащихся к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности. Поэтому нет более важной и в то же время более сложной, задачи, стоящей в настоящее время перед современной школой и перед каждым учителем, чем задача формирования у школьников положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, такой мотивации, которая побуждала бы их к упорной, систематической учебной работе.

   Мой личный опыт всё время убеждает, что основная трудность неожиданно возникает и в самом учителе: я стремлюсь сделать учеников грамотными – и перехожу на форму натаскивания, на бесконечное закрепление – и теряю ребят, теряю то, без чего ещё никто не добивался результата, – интерес ученика к предмету. Значит, моя первостепенная задача – активизировать процесс обучения, сделать его интересным для школьников.

   Процесс формирования мотивационной сферы деятельности школьника управляем, и у каждого ученика можно сформировать нужную положительную устойчивую мотивацию к учебной деятельности. Это архисложно, весьма трудно, но крайне необходимо и возможно.

   Положительная мотивация к учению формируется через нравственное воспитание, то есть привитие школьникам идеалов, образцов. Включение ребят в различные виды деятельности даёт им возможность приобрести практический опыт нравственного поведения. Очень эффективна в формировании мотивации учебная деятельность.

   Содержание обучения выступает в виде информации вне потребности ребёнка. Только та информация, которая как-то созвучна его потребностям, подвергается эмоциональной и умственной переработке. И ученик получает импульс к последующей деятельности, поэтому я, как учитель, должна знать потребности школьников, при этом нужно иметь в виду, что у всех у них имеется потребность в постоянной деятельности, в развитии памяти, воображения, мышления, потребность в эмоциональном насыщении. Если ученик не включается в деятельность, то и мотивов у него не появятся. Чтобы они возникли, укрепились и развились, ученик должен начать действовать. Формирование мотивации учебной деятельности начинается с того, что я, опираясь на знания и опыт, потребности, включаю учащихся в учебную деятельность.

   Содержание обучения строю как систему задач для учащихся. Если ученики подводятся к самостоятельному обнаружению теоретических положений учебника, если у них отрабатывается учебная деятельность в единстве её компонентов, то у школьников складывается внутренняя, достаточно устойчивая мотивация к учению через учебно-познавательный интерес и самообразование.

   Содержание учебного материала должно быть доступно, но в то же время материал должен быть трудным. Только при этом условии он приобретает смысл, вызывает глубокий интерес и потребность в его овладении, возникает личностная потребность в познании. Содержание учебного материала усваивается в процессе учебной деятельности, от структуры которой зависит результат обучения.

На уроке стараюсь дать стимул для начала умственного процесса мышления. Здесь использую приём – создание учебно-познавательной ситуации. Для становления мотивации учебной деятельности большую роль играют и другие стороны проблемного обучения. Это и проблемное изложение учебного материала, и организация поисково-исследовательской деятельности учащихся. Эти методы способствуют возбуждению и поддерживанию глубокого интереса к самому содержанию учебного материала, к общим приёмам познавательных действий, формируя тем самым у учащихся положительную мотивацию учебной деятельности.

Организация учебной деятельности на всех этапах школьного образования помогает формированию мотивов учения и познавательных интересов. Формирование познавательных мотивов идёт через совершенствование учебного процесса: обновление содержания образования и укрепление межпредметных связей, совершенствование методов обучения, активизацию учебной деятельности.

Успешность учебной деятельности зависит от того, на что она направлена, какие цели осуществляют учащиеся, направлены ли эти цели на овладение материалом. Изучение любой темы состоит из 3 этапов:

  • мотивационного;
  • операционально-познавательного;
  • рефлексивно-оценочного.

Мотивационный

На уроке создаю учебно-познавательную ситуацию, которая вводит учащихся в предмет темы, использую такие приёмы, как постановка задачи, беседа о значимости темы, рассказ о том, как решается данная проблема. Обязательно формулирую основную учебную задачу, которая показывает тот ориентир, на который учащиеся должны направить свою деятельность в процессе изучения темы. Это основа для постановки целей, направленных на изучение материала.

Операционально-познавательный этап

Это этап моделирования объектов обучения, то есть изучение материала, при котором используются эффективные приёмы, методы, формы и средства.

Например, приёмы самостоятельной работы:

  • смысловая переработка текста, укрепление учебного материала, выделение исходных идей, принципов;
  • приёмы культуры чтения и культуры слушания;
  • приёмы рациональной записи (план, тезис, конспект, опорный конспект, рецензия, реферат, приём работы с книгой);
  • приёмы запоминания (структурирование учебного материала);
  • приёмы внимания (самоконтроль, поэтапная проверка своей работы);
  • приёмы поиска дополнительной информации (работа с каталогами, справочниками, словарями, энциклопедиями);
  • приёмы рациональной организации времени.

Коллективные формы учебной деятельности, когда ученик, работая в коллективе и наблюдая за деятельностью товарищей, понимает, какой интерес у них вызывает его деятельность, какую ценность представляет для них эта работа, начинает сам ценить, понимать, что учебная работа значима сама по себе. Это становится его потребностью и приобретает для него ценное значение, а, следовательно, ведёт к мотивации.     Сформированность учебной деятельности достигается через формы самостоятельной работы на уроке и приёмы самостоятельного приобретения знаний.

Рефлексивно-оценочный этап

Это итоговый анализ своей деятельности, умение оценивать её. У обучающихся нужно сформировать умение оценивать свою деятельность, поэтому важны самоконтроль и самооценка предстоящей деятельности по изучению темы. Работа организуется так, чтобы учащиеся могли испытать чувство эмоционального удовлетворения от сделанного, радость победы над преодолёнными трудностями, счастье познания нового, интересного. Тем самым у них будет формироваться ориентация на переживание таких чувств в будущем, что приведёт к возникновению потребности в творчестве, познании, в упорной самостоятельной работе, то есть к появлению положительной устойчивой мотивации учебной деятельности. 
Чтобы развить у учащегося умение самооценки и самоконтроля работы, следует использовать разные формы взаимопроверки и взаимооценки, давать задания на рефлексию, что формирует правильное и разумное отношение к отметке.
В учебном процессе очень важны и создание условий, и формирование потребностей, и организация учебной деятельности, и мотивация её поддерживания.

Внимание учителя сегодня направлено на поиск резервов повышения эффективности урока. Отсюда стремление учителя работать творчески, использовать нетрадиционные формы обучения, опираясь на опыт известных педагогов – новаторов. Так заинтересовалась технологией интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала В.Ф. Шаталова.

Идея технологии заключается в увеличении объёма изучаемого на одном уроке тематического материала, сведение данного материала в крупные блоки в виде ОК (опорного конспекта). На мой взгляд, методика интересная и перспективная. Считаю, что этот метод обучения русскому языку способствует повышению эффективности урока. Я убедилась, что эта методика имеет место в практике школьного обучения и некоторые существенные преимущества перед традиционной методикой:

  • теоретический материал систематизирован по разделам и темам, выражен компактно и в то же время доступно для обучающихся, подаётся учащимся крупными блоками, при этом внимание акцентируется на главном и второстепенном в цвете;
  • ученики получают возможность видеть сначала целое, а затем постепенно переходить к детальному изучению;
  • ОК – это одна из форм передачи информации; это план устного ответа; это помощник при выполнении тренировочных упражнений; это хорошее справочное пособие для учащихся;
  • при помощи ОК отрабатывается навык связной устной речи на лингвистическом материале (развивающее обучение – это интеллектуальное сомнение: а почему, а где, а как, поэтому, составляя ОК, создаю проблемную ситуацию);
  • сотрудничество учителя с учащимися (работа идёт в режиме диалога). Создаётся атмосфера психологического комфорта, уверенности, ситуация успеха. Работая с ОК, дети полностью раскрепощаются. Даже слабые ученики начинают чувствовать себя увереннее, они не зря сидят на уроке. Они способны разобраться в таком непростом русском языке – вот он такой желанный интерес и любовь к предмету. Появляется мотивация «хочу учиться!» Значит, работа с ОК имеет важное воспитательное значение;
  • использование ОК даёт возможность успешно организовывать повторение как итоговое, так и текущее;
  • формирование навыков грамотного письма отрабатывается на практических уроках, высвобождается большее количество уроков для закрепления навыка знаний.

ОК не вызывает трудности при запоминании, воспроизведении. После многократного обращения к нему на всех последующих уроках, как показывает практика, информация «отпечатывается» в памяти детей. Разумеется, не все ученики в силу разных причин способны достойно просто и быстро усвоить материал, поэтому слабым учащимся разрешается пользоваться опорой до тех пор, пока она станет им не нужна.

Таким образом, многократно повторенный материал даёт возможность мне опросить всех, по всей теме. Проверить качество знаний, учесть индивидуальные возможности каждого ученика и помочь школьнику увидеть стройность и логичность усвоенного материала. На каждом практическом уроке в дальнейшем в центре внимания будет одно понятие, но закрепление и углубление знаний о нём пойдёт параллельно с закреплением знаний об остальных понятиях

Формы работы могут быть самыми разнообразными, это зависит от особенностей класса. В качестве тренировочных упражнений максимально используются упражнения учебника. В коллективной и особенно в самостоятельной работе по созданию ОК ученик не только повышает уровень знаний по языку, он приобретает умение работать творчески, умение группировать, обобщать, размещать учебный материал в определённой последовательности.

На формирование положительной мотивации влияют и правильный отбор содержания учебного материала, и владение учителем современными методами обучения, их оптимальным сочетанием, и умение строить отношения с учащимися, и организация взаимодействия школьников друг с другом, и особенности личности учителя.

ОК помогают мне решить проблему успешного обучения русскому языку, если подходить к ним, как и к другим способам обучения, творчески, учитывая тип учебного материала и конкретные условия. Я с удовольствием учу, дети с удовольствием учатся.

В целях повышения интереса учащихся к изучению русского языка, лучшего усвоения материала использую не только опорные конспекты, но и другие нестандартные формы организации обучения: дидактические игры, лингвистические сказки, комплекс алгоритмов по орфографии, пунктуации, морфологии, синтаксису.

Пути формирования положительной устойчивой мотивации учебной деятельности учащихся разные. Для становления такой мотивации следует использовать не один путь, а все пути в определённой системе, в комплексе, ибо ни один из них сам по себе, без других, не может играть решающей роли в становлении мотивации всех учащихся. То, что для одного – решающее, для другого – не может быть.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. 1.     Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности / В.Г.Асеев -М.:Просвещение,1976. - 157с.
  2. 2.     Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович  -  М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
  3. 3.     Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П.Ильин - СПб.: Питер,2006. - 507с.
  4. 4.     Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя / А.К. Маркова - М.: Просвещение, 1983. - 96с.
  5. 5.     Матюхина, М.В. Психология младшего школьника / М.В.Матюхина, Т.С. Михальчик, К.Т. Патрина - М.: Просвещение, 1976 . - 206с.
  6. 6.     Посысова Н.Н. Основы  психологии семьи и семейного консультирования: учебное пособие для вузов / Н.Н. Посысоева - М.: владос-пресс 2004. - 328с.