Частная школа РЕТРО

Результативность обучения

Мотивация учения – основное условие успешного обучения школьника

Мотивация. Психология определяет это понятие так.

   Мотивация – осознаваемые или неосознаваемые психические факторы, побуждающие индивида к совершению определенных действий и определяющие их направленность и цели. Термин мотивация используется во всех областях психологии, исследующих причины и механизмы целенаправленного поведения человека.                                                                   

   Таким образом, мотивацию составляют побуждения, вызывающие активность человека и определяющие направленность этой активности.

Мотивация. Педагогика трактует это понятие так.

   Мотивация – общее название для процессов, методов и средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.

Учебная мотивация – проявляемая учащимися мотивированная активность при достижении целей учения. Наиболее значимыми для учащихся являются следующие мотивы:

  • познавательные;
  • коммуникативные;
  • эмоциональные;
  • саморазвития;
  • позиция школьника;
  • достижения;
  • внешние (поощрения, наказания).

   Своеобразие учебной мотивации состоит в том, что в процессе деятельности по ее осуществлению ученик усваивает знания и формируется как личность.

   Доказано, что одним из главных условий успешного обучения является мотивация учения.

   Для того чтобы грамотно организовать процесс мотивации и управлять им, необходимо провести

  • диагностику учебной мотивации учащихся, которая включает в себя
    – анкетирование учащихся начальной школы, в результате которого определятся уровни мотивации по диапазонам: высокий, средний, низкий;
    – анкетирование учащихся средней школы, в результате которого определятся значимые для учащегося мотивы учения;
  • самоанализ и административный анализ работы учителя по созданию мотивационной сферы учащихся.

   Наиболее значимыми в этой работе можно считать следующие установки и действия учителя:

– учет возрастных особенностей школьников;

– выбор действия в соответствии с возможностями ученика;

– совместный с учащимися выбор средств по достижению цели;

– использование коллективных и групповых форм работы;

– использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;

– использование игровых технологий;

– нестандартная форма проведения уроков;

– создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества;

– создание ситуации успеха;

– вера учителя в возможности ученика;

– применение поощрения и порицания;

– формирование адекватной самооценки у учащихся;

– эмоциональная речь учителя.

Скороходова Н.Ю в книге “Психология ведения урока” пишет: “Технология развития мотивации учения в современной школе строится на развитии мотива достижения учеников. Эта технология включает как создание особой учебной программы с большим количеством фиксируемых градаций по сложности задач, времени усвоения и т.п., так и особый стиль взаимодействия учителя и ученика на уроке”.

Анализируя результаты анкетирования учащихся и действий учителей можно составить план коррекционной работы по созданию мотивационной сферы учащихся.

Процесс формирования мотивации должен стать значительной частью работы учителя. Формированию положительной мотивации к учению является урок. Урок был и остается основным элементом образовательного процесса.

На уроке работают двое – учитель и ученик, и только правильно организованная работа может побуждать ученика учиться.

Привить интерес к изучаемому предмету – значит добиться в дальнейшем высокого уровня обученности учащихся и хороших показателей качества знаний, то есть достичь основной цели обучения. Существует множество методов, посредством которых можно заинтересовать детей, повысить их учебную мотивацию.

В настоящее время сложно представить подготовку к занятиям, их проведение без использования современных информационно-коммуникативных технологий. При этом применение информационных технологий заставляет пересматривать не только планирование, но и содержание учебного предмета. Также меняется и роль обучающихся. Задача школьников сводится к постоянному самостоятельному поиску, обобщению и систематизации изучаемого материала, так как современные информационные системы обеспечивают доступ к большому объему знаний. И для того, чтобы “не потеряться” в этом потоке информации ребенку нужна помощь учителя, владеющего современными педагогическими технологиями.

Большой популярностью у учителя стали пользоваться следующие виды работы:

  • работа с электронными учебниками;
  • работа с демонстрационными материалами;
  • компьютерные тесты;
  • использование ресурсов Internet для подбора справочных материалов.
  • использование слайд – презентаций.

Учитель ставит перед собой следующие цели:

  • расширить кругозор учащихся, используя материал из разных источников информации; учащиеся могут работать по группам, всем классом или индивидуально.
  • дифференцировать урок, давая возможность детям с различными интересами и способностями выбрать нужный материал.
  • активизировать познавательную деятельность учащихся – получить как можно больше информации за меньшее время.

   Использование современных технологий на уроках помогает создать благоприятную эмоциональную обстановку, повышает мотивацию обучающихся к изучаемому материалу, углубляет знания, способствует развитию психологических процессов, что в конечном итоге, повышает качество знаний обучающихся.

   Заметно повышает мотивацию учащихся благоприятный и продуктивный микроклимат на уроке. Его поддержанию на уроке способствует вовлечение в деятельность всех учащихся класса; создание нестандартных ситуаций; демонстрация достижений каждого учащегося на каждом уроке; умение хвалить любого ученика на каждом уроке, даже за малые достижения и успехи.

  Учитель в своей работе не должен забывать о таком понятии, как активная мотивация.

Активная мотивация предполагает, что

  • никакие результаты нельзя признать хорошими, как бы высоки они ни были, если ученик мог бы достигнуть более высоких результатов;
  • никакие результаты, как бы они не были малы, нельзя признать плохими, если они соответствуют максимальным возможностям ученика.

   Значительное влияние на развитие мотивации учения могут оказывать родители. Для формирования положительной мотивации родителям можно опираться на следующие советы педагогов:

  • интересоваться делами, учебой ребенка;
  • помогать при выполнении домашних заданий в форме совета, не подавлять самостоятельность и инициативность;
  • объяснять ребенку, что его неудачи в учебе – это недостаток приложенных усилий (что-то не доучил, что-то не доработал);
  • чаще хвалить детей за их успехи, тем самым давать стимул двигаться дальше.

Используемая литература:

  • Скороходова Н.Ю. “Психология ведения урока”.
  • Шапарь В.Б. “Практическая психология. Психодиагностика групп и коллективов”.